МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧЕРЕПЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ) ИМ. Н.К.АНОСОВА"Пятница, 19.04.2024, 21:41

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | История Тульских и Калужских купцов. | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

                                                                        ДИНАСТИИ КАЛУЖСКИХ И ТУЛЬСКИХ КУПЦОВ

 

В старой России купечество играло существенную роль всех сферах городской жизни. Именно купечество дало городам и самой России экономическое процветание, оставив заметный след в духовной сфере, искусстве, архитектуре, благотворительности. Многие из калужских и тульских купцов выросли в собирателей российского духовного и культурного наследия, предпринимателей в высоком смысле этого слова. Традиционно в среде купечества выделялись самые богатые торговые люди и целые фамильные династии купцов первой, второй и третьей гильдии, кто владел финансовыми капиталами в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Из этой социального сословия вырастали и будущие предприниматели, заводчики и фабриканты, крупные акционеры, благотворители и меценаты. Но не следует забывать и главного - многие из знатных калужских купеческих фамилий – выходцы из простого народа.
По-разному складывались в XVIII-XIX веках судьбы калужских и тульских купцов-предпринимателей. Одни, идя на обдуманный риск, оказались процветающими. Другие не сумели увидеть перспектив торгового дела, и, избегая банкротства, продали или заложили свои предприятия, третьи подыскивали компаньонов для развития промышленного производства товаров, пользовавшихся большим спросом на рынке. Так, например, поступил калужский купец Тимофей Филатов-Карамышев, открывший в 1718 году первым в нашем крае полотняную фабрику по производству парусины. Развивающийся русский флот нуждался в прочном и надежном парусном полотне. И тогда Филатов-Карамышев привлек в компаньоны двух посадских людей из Калуги — Афанасия Гончарова и его племянника Григория Щепочкина. Рядом с предприятием вырос целый рабочий поселок Полотняный Завод, а Афанасий Гончаров стал знаменитым производителем Российского парусного полотна.
В самой же Калуге купцы первой гильдии Михаил и Иван Фалеевы в 1740 году по указу комерц-коллегии открывают полотняную фабрику на 60 станов. Двадцать лет владели ею братья, потом продали известному калужскому купцу Ивану Большому Торубаеву.
Калужская парусина не уступала заморской, как не уступала по качеству и писчая бумага четырёх фабрик Гончарова, производство которой было налажено несколько позднее. Сам А.С. Пушкин заказывал стопы бумаги в Полотняном Заводе для издания своих произведений. Поставлялась она и царскому двору.
Примеру братьев Фалеевых в 1740 году последовал купец первой гильдии Степан Золотарев, чья полотняная фабрика выдерживала конкуренцию маститых соперников. Позже она переходит в руки купца Петра Шершнева. Но Степан Золотарев в 1743 году строит и запускает бумажную фабрику — первую в нашем городе. И только к старости передает ее по наследству другим семейным владельцам — Ивану и Максиму Золотаревым, ставшимм впоследствии купцами первой гильдии.
Именно это высшее звание в купеческой табели о рангах давало право вести оптовую торговлю не только в России, но и за ее рубежами. И лишь купцы первой гильдии — звание, приравненное к генеральскому— по указу Екатерины Великой могли владеть частными предприятиями. Их капиталы составляли от 10 до 50 тысяч рублей. Купцам же второй и третьей гильдии разрешалось заниматься мелкой торговлей в пределах России. Но они имели реальную возможность выйти в первые, так как освобождались от пошлин, государственной службы и рекрутской повинности. Им давались льготы, кредиты. И выплачивали они всего 1 процент налога от объявленного капитала.
Постепенно калужское купечество набиралось опыта. Его начинающие представители становились фабрикантами и заводчиками. Таким стал, Петр Коробов, владевший во второй половине XVIII века фабрикой по производству голландского мыла марки "Зеф" и первой в Калужской провинции сахарной фабрикой. Только за три десятилетия с 1740 по 1770 годы в Калуге выросло 8 новых фабрик и их владельцами стали купцы. Всего же в России к 1801 году было открыто 2423 промышленных предприятия со 100 тысячами занятых в производстве рабочих. Особое развитие в нашем городе получила кожевенная отрасль производства. Здесь среди предпринимателей зазвучали новые имена купцов Грибановых, Лариных, Постниковых, Слобоженниковых и других. Их кожевенные заводы располагались в районе Жировского ручья и тянулись почти до самой пристани, принадлежащей тоже городским фабрикантам, имевшим здесь не только свои суда, но и склады леса, пеньки, пакли и сала, выделанной кожи и изделий из нее, уходивших даже на экспорт. Ока вплоть до второй половины Х1Х века оставалась главной торговой дорогой. Вслед за грузовыми судами на ней появились и пассажирские. С 1872 года пассажирские пароходы "Ока" и "Проворный" курсируют между Калугой и Серпуховом. А когда пароходство перешло от полковника Щербачева к купцу-предпринимателю Цыпулину, он продлевает пассажирское сообщение до Каширы, до Перемышля, Лихвина и Белева.
Недавно Россия отметила 300-летие своего морского флота. История же речного флота перевалила уже за свое первое тысячелетие. Киевский князь Олег брал Константинополь ратью со своим речным флотом. А калужский князь Симеон Иванович отбил от города крымских татар с реки Оки на насадах (крытых водоходных судах) в 1512 году. Еще ранее со своей "судовой ратью" опустился по Оке в Волгу Юрий Долгорукий, воевавший против "волжских болгар".
Теперь даже трудно вообразить, какие крупные грузовые суда проходили Окой еще в середине XIX века. Одно из таких событий, связанных с деятельностью купцов и заводчиков-предпринимателей, произошло в 1858 году, когда выпущенные Мальцовскими заводами в Людинове "три колосса в 230 футов длины, по 300 лошадиных сил каждый были спущены по Жиздре и Оке, вызывая удивление всего прибрежного населения".
Такое грандиозное событие было бы невозможно без развитого частного предпринимательства. Только на Мальцовских заводах в середине XIX века работало почти 100 тысяч человек. Столько же было занято на всех частных предприятиях России в 1801 году. С 1870 по 1881 годы заводами Мальцова было выпущено паровозов на 9 миллионов рублей, платформ и вагонов — на 15 миллионов рублей и много другой продукции, в том числе речных судов, плавающих по Оке и Волге, Десне и Днепру.
Благодаря стараниями калужских купцов-промышленников, Калуга превратилась в процветающий город губернии. Характерно, что к началу XX века купечество Калуги имело в банках капитала не меньше столичных купцов или купцов древних торговых городов: Новгорода, Твери, Смоленска. 313 из них были признаны "именитыми гражданами", владеющими очень крупными капиталами. Были среди них и миллионеры-предприниматели, торговцы лесом и лесными дачами, крупные лесопромышленники. Не случайно Окская пристань в Калуге тянулось на 3 версты и была заставлена штабелями строительного леса и дров. А по соседству выросли крупные для Калуги тех лет лесозаводы, изготовлявшие лес, доски, оконные рамы, двери и другой строительный материал.
Умели купцы-предприниматели устраивать и свой быт. Так, первый из владельцев пароходства Калуги купец Цыпулин строит свою дачу в селе Любутском на Оке, куда на лето приплывала на собственной яхте вся большая его семья. Здесь Цыпулин отреставрировал древний сельский храм и возвел новую колокольню. Он же снабжал и всех селян доставляемыми из Калуги по Оке дровами. Большинство же калужских дворян, заводчиков и фабрикантов— выходцев из купеческих родов— приплывали на пароходах "Цыпулин" и "Цыпулин II” или на красавце "Дмитрий Донской" на пристань Алексин, а оттуда направлялись в Алексин бор", половину которого занимали дачи калужан, а вторую половину — туляков.
Так было до 1917 года, пока советская власть не отняла у предпринимателей их предприятия, а само частное предпринимательство поставило вне закона. В 1920-е годы более 100 тысяч предпринимателей России вынуждены были покинуть Родину. Россия лишилась своего накопленного веками промышленного потенциала. Тысячи промышленных предприятий в 1920-е годы пришли в полный упадок.
Ниже приводятся данные о наиболее известных калужских и тульских купеческих родах. Данный список не является полным, многие купеческие роды находятся в настоящее время в стадии изучения и сбора архивных данных.

АКЕМА Филимон (Тильман) Филимонович (ум. 1676), предприниматель: купец-мануфактурщик. Представитель фамилии нидерландских купцов, на протяжении всего XVII в. торговавших в России и поставлявших товары в казну. С 1639-го по 1647 г. состоял в компании с П.Г. Марселисом (его родственником) и А.Д. Виниусом, завершившей строительство первых в России вододействующих доменных и железоделательных Городищенских (Тульских) заводов на р. Синей Тулице (теперь в Ленинском р-не Тульской обл.) и на протяжении 10 лет занимавшийся их эксплуатацией. В компании с Марселисом и его детьми в 1644 г. получил жалованную грамоту на строительство заводов на р. Ваге, Костроме и Шексне и начал его, планируя создание предприятия по производству чугунных ядер. После кратковременного пребывания Городищенских заводов в казне (с конца 1647-го по 31 августа 1648 г.) совместно с Марселисом получил их. Совместно с последним в 1652-1653 гг. построил второй крупный комплекс мануфактурного типа: вододействующие и оружейные Каширские заводы на р. Скниге (теперь в Заокском районе Тульской обл.). Во второй половине 50-х гг. совместно с Марселисом стал владельцем еще 2 мануфактур в Центральном металлургическом районе на р. Протве (Оболенский уезд.) и Угодке (Малоярославецкий уезд). В 1662-1663 гг., после того, как принадлежавшая Марселису доля заводского имущества была отписана в казну, управлял заводами совместно с государственными чиновниками. В результате произведенного по его инициативе раздела (декабрь 1663) остался владельцем Поротовского и Угодского заводов (по жалованной грамоте 1665 г. - в компании с племянниками Ф.Е. Акемой и Р.Т. Андрисом (Индрисом). БАРАНОВЫ , Никита, Герасим и Сергей Гавриловичи– купцы-заводчики, выходцы из крестьян Тульской губернии. Родились в селе Дугнинский завод. Их дед – Антип Баранов начинал работать мастеровым у Н. Д. Демидова. Дугненского чугунолитейного завода. По его стопам пошел и его сын – Гаврила Антипыч Баранов, а когда настало время уходить с завода, он передал трудовое ремесло своим детям – старшему Сергею, среднему Герасиму, и младшему Никите. Будучи крепостными московского купца Дмитрия Дементьевича Лаврова, молодые братья Барановы начали работать мастеровыми на Дугнинском чугунолитейном заводе. За годы работы они освоили технологический процесс литья, став как их дед и отец квалифицированными специалистами чугунолитейного дела. Барановы, имея усадьбу возле торговой площади в селе Дугнинский завод, открывают трактир “Белую харчевню”, за счет чего в 1870-х годах выкупают от Дугненского общества свою усадебную оседлость. Прошло еще совсем немного времени и братья Барановы пополняют ряды калужского купечества, становясь крупными заводчиками. Кроме больших наделов земли имели ряд промышленных предприятий - Дугнинский, Ханинский, и Богдано-Петровский чугунолитейные заводы. Со временем они построили литейные заводы селе Володино Лихвинского уезда и в г. Туле. В селе Дугнинский завод на средства братьев Барановых была построена церковь. Уже к началу 20 века братья Барановы получают известность, выкупая в аренду Дугнинский, Ханинский и Богдано-Петровский заводы, заложенные Демидовами. Расцвет металлургической промышленности Калужского края был связан с этими заводами. Еще в 1702 году вблизи реки Оки, в 50 км. от Калуги на месте заложенного в 1690 году Львом Нарышкином “железного завода” Никита Демидов начал строить Дугненский чугунолитейный завод. В 1715 году завод унаследовал Евдоким Никитич Демидов, первую плавку чугуна завод произвел в 1720 году. Руду для Дугненского завода поставляли из под Тулы, а леса были поблизости. Главной транспортной артерией являлась река Ока. В 1766 году завод выработал 189 тысяч пудов чугуна и 29 тысяч пудов железа. В расцвет Калужского наместничества в 1785 году на заводе были установлены еще две доменные печи, выпускавшие за год 140 тысяч пудов чугуна который частью сбывался на месте, а большею частью отвозился для переплавки на железо в Людиновский и другие заводы. В 1796 году недалеко от старого Акинфий Демидов построил Ново-Дугненский завод с плотиной и домной, который продолжал развиваться в последующие времена. Во время Отечественной войны 1812 году Дугненские металлурги по заданию М. И. Кутузова отливали для нужд русской армии картечь и ядра. Позднее завод выпускал и известное на всю Россию художественное литьё. Дугненскими мастерами отлиты барельефные плиты для постамента памятника князю Владимиру, установленного в середине 19 века в Киеве на Подоле. В 1861 году на заводе работали 180 литейщиков, 4 горновых, 6 кузнецов, 30 молотобойцев, 13 слесарей, 6 мастеров. Условия работы в те времена были очень тяжелыми. 16 мая 1861 года член комитета по устройству быта помещичьих крестьян Калужской губернии П. Н. Свистунов, ревизовавший завод, доносил о жалобах рабочих на тогдашнего арендатора завода Новикова - на плохие условия труда, низкой заработной плате, незаконных штрафах и вычетах. Недовольства рабочих переросли в стихийные волнения в феврале 1862 г. и в сентябре 1865 г., и прекратились лишь после вмешательства полиции и военных частей калужского гарнизона. Забастовки рабочих, социально-экономические условия тех лет, революционная агитация, моральная атмосфера в обществе – все это приводило к спаду производства. В середины 19 века завод часто переходил из рук в руки, одно время принадлежал купцу Д. Д. Лаврову и бездействовал, в 1910 г. – Шарутину, генерал-майору Е. А. Погожину. В начале 20-го века главным арендодателем на Дугненском чугунолитейном заводе значился калужский купец Никита Гаврилович Баранов, родители которого были оседлыми жителями Дугненского завода - отец и дед работали мастеровыми на этом заводе. Работало в те времена на заводе 450 рабочих с зарплатой - 87 тыс. рублей в год. В 1912 году годовой выпуск продукции составлял 154 тыс. рублей в год. Из домны выплавлялось 90 тыс. пудов изделий, в том числе штыка – 70 тыс. пудов. Из вагранки отливалось 80 тыс. пудов разных изделий: горшков – 35 тыс. пудов; котлов – 20 тыс. пудов; сковород – около 20 тыс. пудов; печей – 8 тыс. пудов; вьюшек – 12 тыс. пудов; задвижек – 10 тыс. пудов; плит – 5 тыс. пудов и других предметов – 10 тыс. пудов (по данным Д. И. Малинина). В 1815 году сын Евдокима Никитича – прапорщик Петр Евдокимович Демидов построил Ханинский чугунолитейный завод на реке Черепети, недалеко от калужского села Ханино. Этот чугунолитейный завод существовал с давних времен. В 1840 году он значился за братьями Засыпкиными, а с 1910 года – за заводчиком Н. Г. Барановым. Здесь, на месте бывшего в Одоевском уезде Мезгей-Мешвянского завода, уничтоженного за истощением лесов и по случаю прорыва плотины по указу горного правления 1815 года построили доменный горн. Мощность домны Ханинского завода позволяла производить в год до 80 тыс. пудов чугуна, из которого завод изготавливал до 60 тыс. пудов изделий, в том числе эмалированной посуды. В 1912 году на заводе работало 357 рабочих с годовой зарплатой - 64 тыс. руб. Из домны выплавлялось 78 тыс. пудов изделий, из вагранки штыка - 60 тыс. пудов. Из них 32 тыс. пудов шло для эмалировочного завода на горшки, котлы, сковороды и др. Остальные 106 тыс. пудов шли на горшки – 30 тыс. пудов; котлы – 15 тыс. пудов; сковороды – 15 тыс. пудов; печи – 5 тыс. пудов; вьюшки – 10 тыс. пудов; задвижки – 10 тыс. пудов; дверцы – 12 тыс. пудов. В начале 20-го века в селе Ханино Богдановской волости при чугунолитейном заводе, арендуемом купцами Барановыми была организована лечебница с земским врачом и фельдшером на 5 коек. Лечебница позднее преобразована в Ханинский лазарет братьев Киселевых. Третий Барановский завод находился в вотчинном селе Русанове Калужского уезда, в четырех верстах от села Ханино. Он был основан в 1788 году прапорщиком П. Е. Демидовым. Численность рабочих на этом заводе по данным 1912 года составляла 172 человека с зарплатой - 30 тыс. руб. Литья на нем выплавлялось около 65 тыс. пудов в год, из них - изделий из штыка 40 тыс. пуд. Ассортимент продукции завода напоминал ассортимент Ханинского завода. Литье с этих заводов сбывалось по всей России - в Сибирь, Закаспийский край, Закавказье. Вплоть до 1917 г. в Памятных книжках Калужской губернии присутствуют регулярные статистические сведения об этих заводах и братьях Барановых. Дальнейшая судьба Барановых неизвестна. Октябрьская революция 1917 г. Декретом Совнаркома национализировала все заводы. Из трех основанных в нашей местности Демидовыми заводов, Дугненский завод с его старыми корпусами функционирует и поныне. В первые годы Советской власти на Дугненском заводе производили печную фурнитуру, чугунную кухонную посуду, печи для железнодорожных вагонов в том числе и к тракторам “Фордзон”. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал военную продукцию - корпуса к гранатам и “лимонкам”. В послевоенные годы на заводе изготавливали водозапорную арматуру. В экономических условиях рынка завод осваивает новые технологии по выпуску отечественной бытовой продукции из металла и чугуна, которая известна во всей Калужской области.
БАРАНОВ Антип. Основатель династии. Работал мастеровым у Н. Д. Демидова на Дугнинском чугунолитейном заводе.
БАРАНОВ Гаврила Никитич. Работал мастеровым на Дугнинском чугунолитейном заводе.
БАРАНОВ Никита Гаврилович (ок. 1846-?)- калужский купец-заводчик. Владел Ханинским, Богдано-Петровским чугунолитейными заводами и заводом в селе Володино Лихвинского уезда Тульской губернии. Ему принадлежали крупные земельные наделы в Калужской и Тульской области.
БАРАНОВ Герасим Никитич (ок. 1832 -?) - заводчик. Член учётно-ссудного комитета по торгово-промышленным кредитам Калужского отделения государственного банка.
БАРАНОВ Сергей Сергеевич (ок. 1860-?) – управляющий и последний владелец Дугнинского чугунолитейного завода. Член губернского попечительства детских приютов.
 БАТАШЕВ Григорий Иванович (1750 - 1782), мануфактурщик. Один из сыновей (младший) и наследников И.К. Баташева, совладелец основанных отцом в Перемышльском уезде заводов Песоченского (Митинского) доменного и молотового на р. Песоченке (Песочне) (теперь Суворовский р-н Тульской обл.) и Серенского молотового на р. Серене. В 70-х гг. вместе с братьями ввозил в Россию для торговля заграничные товары.
БАТАШЕВ Иван Кириллович (1691 - 1759), московский 1-й гильдии купец, мануфактурщик, основатель промышленной династии. Троюродный брат И.Т. Баташева. Из тульских посадских людей, по другим данным - из Тульской оружейной слободы. В 1716 г. перебрался с братом Яковом в Москву. Входил в компанию с братьями Д.И. и М.И. Митрофановыми, построившую и в 1744 г. пустившую Песоченский (Митинский) доменный и молотовый (позднее только молотовый) завод на р. Песоченке (Песочне) в Перемышльском уезд (теперь на территории Суворовского р-на Тульской обл.), а в 1746 г. в том же уезде - полотняную (парусно-полотняную) мануфактуру. С 1753 г. - единоличный владелец Песоченского завода. В 1756 г. построил и пустил Серенский молотовый завод на р. Серене (Перемышльский уезд.).
БАТАШЕВ Иван Родионович (ок. 1733, по другим сведениям 1741 28.1.1821, Выкса), мануфактурщик. Вместе с братом Андреем владел заводами: Тульским, доменным и молотовым, доставшимся от отца, Р.И. Баташева, Верхотулицким доменным и молотовым (Тульский уезд) и Сементиновским молотовым (Алексинский уезд), купленным в 1770 г. недействующим у А.Г. Даниловой. Сыграл заметную роль в промышленном освоении Приокского горнопромышленного района, где вместе с братом построил заводы: Унженский доменный и молотовый в Касимовском у. (пущен в 1755 г.), Еремшинский доменный и молотовый в Шацком у. (1757), Гусевский доменный и молотовый во Владимирском у. (1759), Выксунский доменный и молотовый в Арзамасском у. (1766), Велетминский (Велетьминский) молотовый в Арзмасском у. (1770), Илевский доменный и молотовый в Кадомском у. (1774), Железницкий и Пристанской молотовые в Ардатовском уезд (1779), Верхнеунженский (Рудневский) доменный и молотовый в Муромском у. (1783). После раздела имущества в 1783 г. Б. достались заводы: Унженский, Выксунский, Велетьминский, Железницкий, Пристанской. Позднее построил заводы: Сноведский доменный и молотовый в Ардатовском у. (пущен в 1784 г.), Верхнежелезницкий (1800) и Проволочный (1803) молотовые в Ардатовском у. 18 января 1783 г. вместе с братом восстановлен в дворянском достоинстве, которым, как пытались они доказать, обладали его предки. Был дважды женат. Первая жена - Дарья Илларионовна – дочь известного тульского купца и мануфактуриста Л.И. Лугинина. В сер. 40-х гг. XVIII в. основным местом жительства Б. считался тульский двор его отца, находившийся в приходе церкви Рождества Христова, что в Казенной слободе (она же Николо-Зарецкая). В сер. 90-х гг. принадлежавший Б. двор располагался в Заречье, в Оружейной слободе, на берегу р. Упы, в том же квартале, где и двор его брата А.Р. Баташева.
БАТАШЕВ Иван Тимофеевич (ум. 1734), тульский оружейник, мануфактурщик, основатель промышленной династии. Упоминается с 1700-х гг. Служил приказчиком у Н.Д. Демидова. Посылался в качестве инструктора на казенные металлургические заводы. В 1709 г. Построил на р. Тулице мельницу. Основатель 2 доменных и молотовых заводов: Тульского на Тулице в Тульском у., первого вододействующего завода династии Баташовых (пущен в 1717) и Медынского (Грязненского) в Медынском у. (молотовое производство пущено в 1728, домна - в 1730). Их продукция реализовывалась на внутреннем рынке: продавалась непосредственно при заводах, отправлялась в Астрахань, Брянск, Москву, Смоленск, Тулу и др. города. В 1728 г. выбирался расходчиком в Оружейную контору.
БАТАШЕВ Петр Иванович (1732 - 1783), мануфактурщик. Один из сыновей (старший) и наследников И.К. Баташева, совладелец основанных отцом в Перемышльском у. заводов Песоченского (Митинского) доменного и молотового на р. Песоченке (Песочне) (теперь Суворовский р-н Тульской обл.) и Серенского молотового на р. Серене. С братом Александром в 70-х гг. поставлял в Санкт-Петербург и Ригу для продажи за границу железо, металлоизделия, полотно (продукцию собственных мануфактур), а так же пушнину. Тогда же вместе с братьями ввозил в Россию для торговля заграничные товары. БАТАШЕВ Петр Ильич (1714 - 1764), предприниматель, мануфактурщик, основатель промышленной династии. В сер. 40-х гг. XVIII в. числился "при Тульской оружейной слободе промышленником". В 1753 г. определен в тульское купечество, принадлежал к 1-й гильдии. Промышленным предпринимательством занимался вместе с братом Прокофием. Отыскав в дворцовой Троицкой вол. Шацкой пров. Воронежской губ. железную руду, в 1753 г. просил Берг-коллегию разрешить им строительство металлургического завода на р. Большой Виндрее. На основании указа 1754 г. завод, названный Виндреевским, был построен и пущен в 1756 г. (домна - январь, молотовая - апрель). В 1764 г. освоил на заводе производство кос. Вел разведку медных руд на Южном Урале. В 60-х гг. имел дом в Туле, в Заречье, в приходе церкви Рождества Христова, что в Казенной слободе (она же Николо-Зарецкая).
БИЛИБИНЫ — калужские купцы. Родоначальником разветвленного рода Билибиных считается Билиба, который значился в писцовой кн. «Письма и дозору Ивана Козмича Бегичева и подьячего Игната Пчелина». В 1617 Билиба не выделялся особым богатством, но трудолюбие и предприимчивость его детей и внуков позволили его потомкам попасть в ряд купцов I гильдии, почетных граждан, общественных деятелей и меценатов. Расцвет промышленности и торговой деятельности представителей рода Билибиных относится к кон. XVIII в. К этому времени Билибины ведут торговлю не только в Калужском наместничестве, но и в столицах и за границей. Им принадлежала в Калуге (на Киевке) полотняно-парусная фабрика на 96 станков, бывшая ранее у купца Торубаева. К 1785 Б. владели Черепетским чугуноплавильным заводом, который к 1840 сдали в аренду Загариной. В конце XVIII в. и первой трети XIX в. Билибины построили в Калуге ряд зданий, отличающихся архитектурой, которые и ныне украшают город, С фамилией Билибиных в Калуге связан архитектурный стиль — купеческий ампир. Выделялись две ветви рода Билибиных: Харитона и Галактиона (1692-1766). У Харитона известно три сына: Иван Харитонович Большой (? — ок. 1810/11), Иван Харитонович Меньшой, Василий Харитонович. Иван Большой сосредоточил к кон. XVIII в. в своих руках основные богатства рода Билибиных. Ему принадлежали и вышеупомянутые заводы. Он дважды избирался калужским городским головой (1795-98 и 1804-07). Известен его портрет кисти Д.Г. Левицкого. Второй сын, Иван Меньшой, был калужским городским головой в 1818-21. Яков Иванович Билибин (сын Ивана Большого, 1779-1854) получил светское воспитание, был любителем и ценителем музыки. Состоял членом масонского общества и поэтому был лично известен Александру I. Проживал большей частью в С.-Петербурге, где в 1801 женился на дочери столичного коммерсанта М.А. Кусовой. Он был почитаемым человеком и в Калуге, где имел звание Потомственного почетного гражданина и коммерции советника. С 1830 по 16 мая 1831 состоял калужским городским головой. Его портрет, как и портрет отца, был написан Д.Г. Левицким (1801). Одиннадцать детей Якова Билибина постепенно покинули Калугу и перебрались в северную столицу. Из его дочерей наиболее известна певица Александра Яковлевна Билибина. Брат Якова Билибина, Иосиф Иванович Билибин (?~1868), Потомственный почетный гражданин и мануфактур-советник, жил в Калуге. К нему перешли по наследству от отца фабрики. Он владел домом, позже известным в Калуге как усадьба Чистоклетовых (ныне здание Калужского художественного музея). Иосиф Иванович Билибин состоял городским головой с 1839 по 1842. По другой линии, Галактиона Билибина, известен его сын Иван Галактионович, бывший в 1824-27 калужским городским головой. Он был депутатом от купечества в Москве на коронации Николая I в 1826. К кон. XIX в. многие семьи из рода. Билибиных перешли в сословие мещан и отошли от активной общественной и предпринимательской деятельности.
БУТЕНАНТ фон Розенбуш Андрей Иванович (2-я пол. XVII), гамбургский купец, заводчик. С 1673 г. подданный датского короля. По духовной грамоте П.П. Марселиса от 27 июля 1675 г. был назначен приказчиком (опекуном) его малолетнего сына Х.П. Марселиса. Фактически вел все дела последнего, поскольку другой приказчик (Е.Фандергатен) вскоре умер. Выступал в качестве компаньона Марселиса в деле строительства Олонецких (первоначально медных, позднее железных) заводов, на беспошлинную и безоброчную 20-летнюю эксплуатацию которых в 1685 г. Получил общую с ним жалованную грамоту. Позднее эти заводы отошли в семью Бутенантов. В качестве опекуна в 1689 г. начал строительство вододействующего металлургического завода на р. Дугне, не законченного и приостановленного из-за случившейся в следующем году смерти Марселиса.


ВЕРЁВКИН П. И. - калужский заводчик. Владел Черепецким заводом Лихвинского уезда Тульской губернии.
ВЕРЕИТИНОВЫ – промышленники, полотняные мануфактуристы.
ВИЛКОНС (Вылкенс, Вилкенсен) Елисей (Юлиус) Ульянович (ум. 1640), нидерландский купец, промышленник. Связанная с Россией деятельность относится к 20-м — 30-м гг. XVII в. В составе компании, включавшей помимо него братьев Виниусов, 29 февраля 1632 г. получил жалованную грамоту на строительство "мельнишных" (вододействующих) железных заводов на рр. Вашане, Скниге и Вороне (Воронке) (Тульская обл.) и их эксплуатацию в течение 10 лет после пуска. Участвовал в строительстве поставленных на основании этой грамоты Городищенских (Тульских) железных заводов на р.Синей Тулице в Старогородищенском стане Тульского у. (теперь на территории Ленинского р-на Тульской обл.) — первой доменной и железоделательной мануфактуры России. Вышел из компании не позднее 1638 г., скорее всего, около 1636 г., в связи с занятием смоляным промыслом. По поданной в 1635 г. просьбе получил на период с 1636-го по 1640 г. Смоляной откуп: монопольное право в районе между Вологдой и Архангельском покупать у крестьян и самостоятельно "жечь" смолу для вывода за рубеж.
ВИНИУС Аврам (Абрахам) Денисович (1-я пол. XVII), нидерландский предприниматель, участник строительства первых доменных заводов. В составе компании, включавшей, помимо него, брата Анд.Д. Виниуса и Е.У. Вилконса, 29 февраля 1632 г. получил жалованную грамоту на строительство "мельнишных" (вододействующих) железных заводов на рр. Вашане, Скниге и Вороне (Воронке) (все — совр. Тульская обл.) и их эксплуатацию в течение 10 лет после пуска. Участвовал в строительстве поставленных на основании этой грамоты Городищенских (Тульских) железных заводов на р.Синей Тулице в Старогородищенском стане Тульского у. (теперь на территории Ленинского р-на Тульской обл.) — первой доменной и железоделательной мануфактуры России. Вышел из компании не позднее 1638 г.
 
Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30

Мини-чат

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024