Славяне: вопрос
о корнях. Вопрос о происхождении славян является одним из наиболее сложных и
противоречивых вопросов, стоящих перед исторической наукой. Издревле селясь на
обширных равнинах от Дуная до Волги( а еще раньше в Азии), индоевропейские
предки славян постоянно смешивались с другими народностями, перенимали у них и
передавали им расово-генетические, языковые и культурные черты. Постоянно
происходил процесс взаимоассемиляции. Этногенез любого народа, и в первую
очередь современного, это сложное явление, глубокое изучение которого неизбежно
приводит к выводу о том, что народов, так сказать, «чистых» по языку, генетике
и культуре- не существует и не существовало никогда. А из этого следует, что
всевозможные националистические теории, господствующие сейчас в сердцах и умах
многих людей, не имеют под собой никаких оснований.
Данная статья посвящена вопросу происхождения протославян, а также их
отношениям с соседними народностями и племенами. Опирается данная статья
преимущественно на данные истории и археологии Северного Причерноморья.
Преемственность материальной культуры предков славян можно проследить в глубь
веков. Данные некоторых исследований указывают на явную генетическую связь
между такими археологическими культурами, как- культура Колоколовидных кубков(Западная
и Центральная Европа), Шнуровой керамики(энеолит-неолит, 3-2 тыс. до н.э.,
Европа), Комаровская(15-12 в.в. до н.э., восточные Карпаты),
Белогрудовская(11-8 в.в. до н.э., поздняя бронза, Правобережная Украина),
Чернолесская(10-8 в.в. до н.э., Среднее Поднепровье), сколоты(протославяне-
скифы-пахари).
Культуры Колоколовидных кубков и Шнуровой керамики являются прародительницами
еще и предков германцев и балтов (Фатьяновская и Балановская культуры). От
культуры Шнуровой керамики происходит также генеалогическая ветвь- Тшенецкая и
Лужицкая культуры. Многими учеными они считаются протославянскими.
Надо отметить, что все эти археологические общности развивались отнюдь не
изолированно. Так, например, культура Колоколовидных кубков- родоначальник славяно-балто-германской
родословной- испытала некоторое влияние Дунайской культуры, культура Шнуровой
керамики- культуры Воронковидных кубков, происходящей от типично европейской
Михильсберской культуры. Лужицкая протославянская культура позаимствовала некоторые
кельтские черты.
С 8-7 в.в. до н.э. на территорию Южной и Центральной Украины стали проникать
скифские племена. Вскоре они покорили сколотов и дали им свое наименование. У
Геродота протославяне упоминаются как скифы-пахари, а собственно скифы называются
«царскими».
Собственно скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы
индоевропейской семьи. По принадлежности к одной языковой группе, а также по
материальной и духовной культуре они были родственны киммерийцам,
савроматам(сарматам), массагетам и сакам. Основными письменными
первоисточниками информации о скифах являются греческие и римские авторы, а
также древневосточные папирусы. Одни исследователи считают их потомками
носителей Срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшейся с начала 14 века до
н.э. с территории Поволжья на Запад. Другие полагают, что основное ядро скифов
вышло из Средней Азии или Сибири и смешалось с местным населением Северного
Причерноморья, в том числе и с протославянами.
Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые к 7 веку до
н.э. были вытеснены с Юга Украины в Малую Азию. Основная территория расселения
скифов- степи от Дуная до Дона, включая степной Крым. Северная граница
расселения- неясна. Тесные отношения с греческими городами Северного Причерноморья,
усиленная торговля скифов скотом, хлебом и мехами, убыстряли процесс
классообразования в скифском обществе. Скифский союз племен постепенно
эволюционализировал в своеобразное государство рабовладельческого типа во главе
с царями. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась
союзным советом и народным собранием. Шло выделение военной аристократии,
дружинников и жреческой прослойки. Сплочению скифов способствовала их война с
персидским царем Дарием 1 в 514-513 годах до н.э. На рубеже 5-4 веков до н.э.
князь Атей устранил других скифских князей и узурпировал всю власть. Став
царем, он в 40-е годы 4 века до н.э. закончил объединение Скифии от Азовского
моря до Дуная.
Археологические
исследования Каменского городища, находящегося близь Никополя, показали, что
оно в эпоху расцвета скифского царства являлось административным и
торгово-экономическим центром степных скифов. С 4 века до н.э. в Приднепровье
появляются огромные курганы, в которых похоронены скифские цари и другие
представители аристократии. В такие могилы ложили богатое оружие- мечи-акинаки
в золотых ножнах, стрелы с бронзовыми наконечниками в золотых колчанах, копья и
дротики. В богатых могилах часто встречалась медная, серебряная и золотая
посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения,
часто тонкой ювелирной работы. В 339 году до н.э. царь Атей погиб в войне с
македонским царем Филиппом 2. В конце 3 века до н.э. территория Скифии под
напором сарматов сократилась. В Крыму, на р. Салгир была основана новая столица
Скифии- Неаполь.
Скифское царство просуществовало до второй половины 3-го века н.э. и было
уничтожено готами.
Кроме скифов-пахарей(сколотов) существовали и другие археологические и
культурно-языковые общности, имеющие прямое отношение к истории славянства.
Некоторые древние ученые протославян называли венетами. Однако, сведения об
этом племени туманны. Значительно больше дошло до нас информации о венетах,
живших на берегу Адриатического моря и по реке По. Однако эти венеты предками
славян не являются, равно как и кельтское племя венетов, жившее на территории
современной Франции, на побережье Атлантического океана.
Византийские писатели 6-7 в.в. н.э. называли восточных славян антами. Скорее
всего слово «анты» происходит от общеславянского наименования «венты»(т.е.
венеты).Впервые анты упоминаются в одной из керченских табличек 3 века н.э.
Основные сведения по истории этого племени встречаются в произведениях
Прокопия, Иордана, Агафия, Минандра и др. Анты жили на территории между
Карпатами и Северным Донцом. В советской исторической энциклопедии анты
отождествляются с носителями Черняховской археологической культуры, однако, та
же энциклопедия в другой словарной статье носителями Черняховской культуры
объявляет готов. Отсюда можно сделать предположение, что черняховцы, были,
скорее всего, смешанным населением среднего Поднепровья.
Анты жили в 4-6 в.в .н. э. Они знали развитое земледелие, оседлое скотоводство,
добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, основанное на технике
гончарного круга, ювелирное искусство, обработку камня, кости, ткачество. Росла
внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, была и внешняя торговля,
например, с Римской Империей. Существовало денежное обращение. В качестве денег
использовались римские серебряные монеты.
Для антов была характерна сельская община. Археологам известны обширные
открытые поселения антов, состоявшие из ряда отдельных домохозяйств. Большого
развития у антов достигло рабовладение, хотя рабы содержались в значительно
менее суровых условиях, чем в Риме. В 3-4 веках у антов складывается
государство, не получившее завершения в дальнейшем. В письменных источниках 6-7
веков упоминаются политические деятели антов- князья Боз, Ардагаст, Пирагост,
дипломат Мизамир, вельможи Идарий, Келагаст, полководцы Хельбудий, Доброгаст и
Всегорд. По сведениям Прокопия и Менандра анты имели мощную военную
организацию, выставляли войско в несколько десятков тысяч человек. В 4 века
анты вели упорную борьбу с остготской державой Германариха. С начала 6 века они
вмести со склавинами повели масштабное наступление на балканские владения
Византии.
Часть антов и склавинов осталась на Балканах. Они стали этнической и
генетической основой болгар, сербов, хорватов, черногорцев и других славянских
народов Балканского полуострова. С конца 6 века анты вели войны с аварами. В
7-8 веках место антов заняло новое, более обширное объединение славянских
племен, -Русь, ядро которого совпало с наиболее развитыми землями антов.
Современное славянство возникло как результат сложного генетического и
культурного смешения протославян с другими народностями. Попытки отдельных
современных политиков националистического толка представить историю украинцев
как единый процесс кристаллизации «великой арийской расы», имеющей
исключительные права и превелегии, никаких объективных оснований под собой не
имеет.