МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧЕРЕПЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ) ИМ. Н.К.АНОСОВА"Пятница, 26.04.2024, 03:41

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Страницы истории чугунолитейного дела в Калужской области. Продолжение. | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Завод славился своим фигурным литьем и участвовал в казенных поставках литья чугунных труб и других изделий. (стр. 195). В 1832-1834 гг. на Мышегском заводе был отлит монумент в память Тарутинской победы 1812 года, который установлен 24 июня 1834 года в Тарутине. Памятник был воздвигнут “на иждевение крестьян с. Тарутина, получивших от графа С. П. Румянцева безмездную свободу “. Высокая чугунная колонна памятника, увенчанная орлом, была украшена латами, щитами, трубами, венками. А на чугунном фундаменте барельефа были выгравированы инициалы: М.З.К.Е.Б (сокращ. Мышегский завод кн. Е. Бибарсовой).
В 1755 году братья Мосаловы воздвигли большой доменный и молотовый завод - Есеновский на реке Есенок - притоке Жиздры. В том же 1755 году, на речке Ломпади в 30 верстах от Жиздры сын Никиты Никитича - Евдоким Демидов построил большой молотовый завод - Людиновский. В 1766 году на нем выработано из доставленного с Вырковского и Дугненского заводов чугуна 61 тыс. пудов железа и 112 пудов стали. В 1785 году на нем было 4 молотовых с 12 молотами и 16 горнов. Сталь вырабатывал один молот. Железо выковывалось по-прежнему из привозного с Дугны чугуна в количестве до 65 тыс. пудов и отправлялось по реке Болве в Малороссию. В 1820 году завод купил крупный заводчик и землевладелец Иван Акимович Мальцов (Мальцев). А в 1839 году он устраивает здесь рельсопрокатный завод, который уже в 1841 году выпустил первые русские рельсы. В Людинове изготавливались первые русские паровики, установленные на Тульском заводе и Санкт-Петербургском арсенале и первый российский винтовой двигатель для корвета “Воин”. Здесь же были построены и три первых винтовых парохода общества “Меркурий”, которые были переплавлены по водам Жиздры и Оки до самого Нижнего Новгорода. Производство Людиновского завода в 1876 году достигало 5 млн. рублей. Крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны, платформы, принятые Мальцовым, исполнялись исключительно в Людинове. В 1875 году сын Ивана Акимовича – Сергей Иванович Мальцов превратил заводской округ в крупный центр машиностроения. Он создал Мальцевский промышленный округ, включающий около 30 металлургических предприятий с капиталом в 6 млн. рублей. Мальцевские заводы занимали район на 120 верст и располагались в Рославльском уезде Смоленской губернии, Брянском уезде Орловской губернии и Жиздринском Калужской губернии по рекам Болве и Жиздре. Из заводов этого района наиболее замечательными в Калужской губернии были Людиновский, Сукремльский и Песоченский заводы – чугунолитейные, эмалировочный и фаянсовый. Уменьшение правительственных заказов, болезнь С. И. Мальцева и отъезд его за границу привели в 1885 году к учреждению над его предприятиями казенного управления. Совокупные долги предприятий к этому времени составляли до 10 млн. рублей, в том числе казне 3 млн. рублей. За четыре года казенного управления долг казне возрос до 7 млн. рублей и заводы пришли в упадок. С 1889 года для управления заводами учреждается “Акционерное общество Мальцевских заводов”. В 1889 году был основан артельный завод для выплавки чугуна и чугунных названий “Людиновской артели кустарных мастеров”, но управление Мальцевских заводов отнеслось к этому начинанию враждебно, отказав в выдаче руды и чугуна даже за деньги. Артель скоро распалась. В конце 19 века начинается упадок производства; в 1891 году уровень производства составил 800 тыс. рублей. В 1891 году железной руды выплавлено 365 тыс. пудов; изготовлено железа 32 тыс. пудов. Чугунных изделий отлито 116 тыс. пудов, медных 1 тыс. пудов, стали мартеновской 37 тыс. пудов, рельсов 6 тыс. пудов. Деятельность Мальцевских заводов стала усиливаться с конца 19- начала 20 веков. В 1912 году на Людиновском чугунолитейном заводе работало 2.300 рабочих с производством 3,5 миллиона рублей в год. Завод в Людиново производил приборы центрального отопления (котлы, радиаторы, трубы), приборы домоустройства (печи, ванны, посуда), паровые локомобили сельскохозяйственного типа, на колесах, мощностью до 300 лош. сил. Количество локомобилей достигало 250 штук в год, ванн – 15 тыс. штук, литья – 1 млн. пудов. Из крупных заводов Мальцевского промышленного округа следует упомянуть Моллевский эмалировочный завод с 360 рабочими и производством в 500 тыс. рублей в год. На нем вырабатывалась 230 тыс. пудов в год эмалированной продукции, чугунно-эмалированного литья – чугунные ванны, умывальники, канализационные предметы, посуды (данные 1910 г.) (стр. 215) В 1922 году Людиновский завод переименован в машиностроительный завод им. И. И. Фокина. Здесь возобновилось производство фарфоровой эмали, ванн и умывальников, пущен новый радиаторный цех. В 1926-1927 гг. была капитально переоборудована деревянная плотина завода. В годы первой пятилетки с целью подготовки квалифицированных кадров в Людиново создана группа учащихся вечернего техникума, который в 1930 году был преобразован в машино-строительный техникум. В 1958 году Людиновский завод становится тепловозостроительным, перешел на организацию производства маневренных тепловозов. Современный Людиново – крупный промышленный центр Калужской области. В городе сосредоточено 11 промышленных предприятий, среди которых предприятия машиностроения и металлообработки, строительных материалов и легкой промышленности. Машиностроение и металлообработка представлены тепловозостроительным, чугунолитейным, агрегатным и машиностроительным заводами. Ими производятся тепловозы, санитарно-техническое оборудование, гидравлика, продукция станкостроения. Тепловозостроительный завод (ЛТЗ) принадлежит к первенцам отечественного транспортного машиностроения. С 1958-1978 гг. на ЛТЗ налажено производство 18 марок маневренных и магистральных локомотивов. Здесь впервые в России созданы тепловозы ТЭМ-7, ТЭМ-12 второго поколения. Продукция чугунолитейного завода экспортируется в 19 стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Агрегатный завод – крупнейшее в России предприятие по производству отечественной гидравлики. Продукцию ЛАЗа потребляют около 600 предприятий и организаций СНГ, 32 страны мира. За четверть века завод изготовил более 150 образцов новой техники, комплектующего гидрооборудования, гидроприводы для реставрации башен Московского Кремля. В последние годы завод ориентируется на выполнение программы “Уголь России” (комплектующие угольных комплексов шахт и угольных разрезов). Машиностроительный завод (до 1933 г. – литейный) ныне специализируется на выпуске технологического оборудования для заводов автомобильной промышленности, станков с электронно-програмным управлением, комплексов автоматических линий, автомобильных, гидравлических подъемников АГП-2204, топливозаправщиков. Вслед за Демидовым в калужские места устремился его конкурент – тульский рудопромышленник и заводчик Иван Тимофеевич Баташев. Знаток металлургического производства, он располагает свои заводы более выгодно – в районах железорудных месторождений на пути пересечений водных транспортных артерий. В 1728 году И. Т. Баташев построил на реке Грязенке на земле генерала Чернышева близ Медыни Грязенский (Медыньский) доменный завод с полным циклом металлургического производства. А в 1751 году его сын – Родион Баташев строит на реке Извери, впадающей в Угру севернее Юхнова Изверский молотовый завод. Заводы использовали железные руды из местных месторождений. Продукцию отправляли в Петербургский порт через Гжатскую пристань, до которой от обоих заводов было около 100 верст. Однако наследники Баташева металлургическое дело вели менее успешно и в 1742 году по распоряжению Берг-коллегии заводские домны были закрыты и вновь пущены лишь в 1753 году. Но в связи с проводившейся правительством политикой сохранения лесов вокруг Москвы в радиусе 200 верст Медыньский завод был окончательно закрыт в 1754 году.
С давних пор воды Оки и Угры использовались для транспортировки железа. Стратегическими объектами являлись расположенные по течению рек пристани и порты. Еще ближе к Гжатской пристани расположили свои заводы заводчики Мосаловы. На реке Шане, притоке Угры, они построили в 1735 году сначала доменный, а впоследствии неподалеку от него молотовый завод (так называемые Шаньские заводы). А в начале 1750 года на реке Луже Боровского уезда они построили доменный и молотовый Архангельский завод. В Перемышльском уезде заводчик Петр Баташев совместно с купцами Митрофановыми построил в 1742 году на реке Песоченке, впадающей в реку Жиздру, доменный и молотовый Песоченский завод. А в 1756 году на том же притоке Жиздры - реке Серене, он построил большой на 10 молотов Серенский молотовый завод. Доменный завод близ Калуги на речке Киовке (или Киевке) и молотовый завод в Серпейском уезде - Серпейский отстроили в 1754 году калужские купцы Петр и Иван 3олотаревы.
Таким образом, к концу 18 века в калужском крае появилось около 13 новых доменных и молотовых заводов. В рабочей силе эти заводы не имели недостатка, железорудные месторождения были богатые, однако остро встал вопрос о топливе и строительных материалах. В результате чего близлежащие заповедные леса и рощи нещадно вырубались. В 1753-1754 гг. вышел указ сената о закрытии железоделательных, стеклоделательных и винокуренных заводов на расстоянии 200 верст вокруг Москвы и поблизости от Гжатской пристани, в котором “накрепко было запрещено рубить леса и велено строго беречь оные от огня”. Этот указ не касался только Брынского и Песоченского заводов, находившихся за пределами намеченной черты. По специальному ходатайству Гончарова решено было также «к уничтожению не принуждать Золотаревых по части Серпейского их завода». Уцелели только Угодский, Истинский и Архангельский заводы, так как они в 1751 году были пожалованы графу А. И. Шувалову - фавориту Елизаветы Петровны. Так по существу одним росчерком пера был упразднен крупнейший район черной металлургии Калужской губернии.
Позже при Екатерине II, сенат, рассматривая многочисленные заявления и жалобы заводовладельцев признал, что совершил ошибку, поскольку от “уничтоженных заводов была огромная польза государству и что для сохранения лесов вокруг Москвы не нужно было разорять их”. В связи с этим сенат издал новый Указ о восстановлении разрушенных заводов. Но не так легко было это сделать. Одни заводчики, как, например Золотаревы, совсем покинули металлургию. Другие – Баташевы, центр своей деятельности перенесли на среднюю Оку и другие местности. Некоторые заводы угасли сами по себе. В результате этого в Калужской губернии остались действующими Мышегский, Дугненский и Выровский заводы, стоящие на мелких притоках по Оке от Тарусы до Калуги. Также сохранились Угодский и на некоторое время Истьинский заводы, расположенные в районе Малоярославца. Продолжали также функционировать не затронутые Указами 1754 года Брынский и Песоченский заводы, расположенные в бассейне реки Жиздры. К ним присоединился Серенский завод. Но и эти заводы к 1780 году по различным причинам сворачивают металлургическое производство. На смену угасшим заводам появились новые, а порой возникшие на базе уже существующих заводов. В 1796 году недалеко от старого Акинфий Демидов построил Ново-Дугненский завод – вторую домну с плотиной, который продолжал развиваться в последующие времена. В 1799 году он приступил к расширению Сукремельского завода, установив к уже имеющимся молотам доменную печь. В начале 1790-х годов в Жиздринском уезде были построены еще два завода. Один - заводчиком Мосаловым у села Хотькова на реке Сенети - притоке Рессеты - Сенето-Ивановский (Хотьковский). Другой в 1797 году П. Е. Демидовым - на реке Болве при впадении в нее Ломпади, в шести верстах от Людиновского - Сукремльский завод. На Сукремельском заводе в начале 20-го века (данные 1912 г.) работало 900 человек. Годовой выпуск продукции составил 650 тыс. рублей. Завод производил сливные трубы, эмалированную посуду в количестве полмиллиона пудов в год. Эти два завода в конце 18 века перешли во владение прапорщику Петру Евдокимовичу Демидову. 10 февраля 1788 года он пустил в pa6oтy Богдано-Петровский завод, расположенный в вотчинном селе Русанове Калужского уезда, в четырех верстах от села Ханино. Численность рабочих на этом заводе составляла 172 человека (зарплата - 30 тыс. руб.) (данные 1912 г.). Литья на нем выплавлялось около 65 тыс. пудов в год, из них - изделий из штыка 40 тыс. пуд. Литье с этих заводов сбывалось по всей России - в Сибирь, Закаспийский край, Закавказье. В 1815 году прапорщик П. Е. Демидов построил в 4 вестах от Богдано-Петровского Ханинский чугунолитейный завод на реке Черепети, недалеко от калужского села Ханино. В 1840 г. он значился за братьями Засыпкиными. В нем, по указу горного правления 1815 г., дозволено устроить доменный горн и пр. на место бывшего в Одоевском уезде Мезгей-Мешвянского завода, уничтоженного за истощением лесов и по случаю прорыва плотины. В 1912 году эти два завода принадлежали заводчику Н. Г. Баранову (Д. И. Малинин. КАЛУГА. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга. Губернская типография. 1912 г. стр. 205). Ассортимент продукции Ханинского завода напоминал ассортимент Богдано-Петровского. Мощность домны Ханинского завода позволяла производить в год до 80 тыс. пудов чугуна, из которого завод изготавливал до 60 тыс. пудов изделий, в том числе эмалированной посуды. В 1912 году на заводе работало 357 рабочих (годовая зарплата - 64 тыс. руб.) Из домны выплавлялось 78 тыс. пудов изделий, из вагранки штыка - 60 тыс. пудов. Из них 32 тыс. пудов шло для эмалировочного завода на горшки, котлы, сковороды и др. Остальные 106 тыс. пудов шли на горшки – 30 тыс. пудов; котлы – 15 тыс. пудов; сковороды – 15 тыс. пудов; печи – 5 тыс. пудов; вьюшки – 10 тыс. пудов; задвижки – 10 тыс. пудов; дверцы – 12 тыс. пудов.
И наконец, в 1882 году в Жиздринском уезде товарищество Лабунского и Цыплакова построило Думинический чугунолитейный завод в двух верстах от станции Думиничи (Московско-Киевской ж. д.). В 1912 году на нем работало 500 рабочих. Завод выпускал чугунную, простую и эмалированную посуду, камины, водопроводные принадлежности и др. За свою продукцию Думинический чугунолитейный завод получил медаль на промышленной выставке в Париже в 1908 году. В годы первой мировой войны завод работал по заказам военного ведомства; его продукция поставлялась на фронт. В 1922 году ему было присвоено звание “Революционер”.
Более трехсот лет прошло с тех пор, как на территории Калужской области возникли первые металлургические заводы. С той поры жизнь изменилась. Наша страна превратилась в могучую индустриальную державу, которая использует весь наработанный потенциал для ускоренного движения вперед – на благо дальнейшего развития промышленности и укрупнения отечественной металлургии. И в этом нашей стране есть чем гордиться. Имена Демидовых, Гончаровых, Мальцевых, Баташовых, Золотаревых, Барановых внесены в бессмертные скрижали истории чугунолитейного дела России.


Литература: Д. И. Малинин. Калуга. // Опыт калужского путеводителя. Калуга, 1992; Кизимова С. П. Крашенинников В. В. Из истории промышленного предпринимательства в Дятьковской округе в XVIII-XIX вв. //. С. И. Мальцов и история развития Мальцовского промышленного района. - Брянск, 1994; Кондаков Н.С. История Брынского промышленного комплекса в Жиздринском уезде (1726— 1896) // Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 2, ч. 1. История и культура. — Киров, 1995; Мезенин Н. А. Демидовы // Отечественная история: Энциклопедия. - М., 1996. Т. 2; Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. - Калуга, 1993; Старков В. В. Демидовы: Их жизнь и деятельность. - М., 1993 (репринт. изд. 1891).

Архив записей

Наш опрос
Нужен ли и полезен ли такой сайт?
Всего ответов: 17

Мини-чат

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024